Детям о войне 1941 - 1945
Со времен Великой отечественной войны прошло достаточно много времени, в живых осталось не так много ветеранов и участников той страшной войны, но подвиг советских людей всегда будет оставаться гордостью для потомков. Родители, педагоги и воспитатели дошкольных учреждений должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки. В этой статье пойдет речь о том, как правильно рассказать детям детского сада о войне 1941-1945 годов.
Зачем рассказывать
детям о войне
Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны просто обязательно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Конечно, воспитатель или педагог должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек. Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей способствует формированию у детей чувства гордости за свой народ, страну, развитию патриотизма, любви к Родине, стремлению походить на героев, защитивших нашу страну.
Проведение в детских садах тематических бесед и мероприятий является важной
составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к
Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Именно поэтому, чем
раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле,
тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее,
будущее своей страны, своей семьи.
Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при
комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941-1945
годов, но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию,
воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям
ВОВ.
Почему началась война
Объяснение дошкольникам причин войны 1941-1945 годов очень волнует и
родителей, и воспитателей. Ребенок должен понять, что причины войн заключаются
в желании захватить чужую, процветающую территорию или в ссоре руководителей
разный стран. Но причина начала Великой отечественной войны была совершенно
другой.
Правитель Германии Гитлер решил убивать людей только потому, что они имели
другую национальность. Русские, поляки, евреи, французы и другие нации должны
были или принять и подчиниться фашистскому режиму Германии, или умереть.
Ребенку нужно объяснить, что и в самой Германии проживали люди разных
национальностей, к которым жестокие репрессии были применены в первую очередь.
Многие страны, которые были не в состоянии противостоять Гитлеру по каким-либо
причинам, сдались. Германия напала на нашу страну внезапно, ранним утром, когда
все люди мирно спали. Но русские отказались подчиняться фашистам, вступили с
немцами в неравную схватку, и, благодаря отважности и решимости, одержали
победу над врагом. Русские почти 4 года защищали свою Землю, свою Родину,
детей, жен, родителей, свое Отечество, поэтому войну 1941-1945 годов назвали
Великой Отечественной.
Как рассказать детям о
войне в детском саду
Рассказать ребенку о Великой отечественной войне за одно занятие
невозможно. При этом важно учитывать и возраст аудитории. Например, малышам
можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких,
рассказать о наградах, медалях и орденах. Детям постарше будут интересные
беседы о подвигах, технике и оружии. Уместными будут встречи с ветеранами,
походы к памятникам героям Великой отечественной войны, аллеям боевой славы,
посещение музеев. Родители должны активно сотрудничать с педагогами и
воспитателями, чтобы помочь организовать подобные встречи, походы и экскурсии.
Организовывая беседы и познавательные мероприятия для детей дошкольных
учреждений, следует корректировать их с учетом возраста детей. Для детей
младшей группы детского сада можно провести беседы о том, почему
началась война, как долго она длилась, о подвигах героев, праздновании Дня
Победы. Совместными с родителями усилиями приготовить тематические поделки и
устроить выставку в группе. Можно посвятить занятия разучиванию стихотворений и
песен о войне, армии, мужестве. Для детей средней группы детского сада можно
устроить встречи с ветеранами, участниками боевых действий, читать рассказы,
стихи о войне, подвиге советских людей. Проводить тематические беседы на
следующие темы: Что мне известно о Великой отечественной войне. Роль женщин при
защите Родины во время ВОВ. Сталинградская блокада, Блокада Ленинграда и
прочие. Подвиг пионеров-героев, подвиг советских людей. Рассказ о тех, кто
трудился в тылу. Четвероногие помощники на фронте. Дети войны. Также можно
организовать посещение музеев, поездки и походы к памятникам боевой славы,
проведение в группе тематических занятий по рисованию и творчеству. С детьми
старшей и подготовительной групп детского сада можно подготовить
тематический утренник, с разучиванием песен и стихотворений о войне, подвиге и
мужестве. Рекомендуется делать акцент на зрительном восприятии дошкольников,
так как это позволит им более глубоко прочувствовать подвиг солдат, защищавших
нашу Родину. Также можно встраивать встречи с ветеранами, организовывать
посещения музеев, памятников войны, устраивать чтение книг о подвигах, битвах,
полководцах, проводить выставки и спортивные соревнования.
Тематические беседы можно подготовить по следующим темам: Фотохроника
военных дней. Памятники воинской славы. Великие битвы, полководцы.
Города-герои. Военная техника. В этом возрасте дети уже могут самостоятельно
приготовить подарки ветеранам (рисунки, открытки, аппликации).
Военные профессии
Рассказывая дошкольникам о войне, следует упомянуть и о военных профессиях. Дети должны понимать, что помимо учителей, врачей, продавцов и прочих, есть категория людей, которые занимаются разработкой тактик и стратегий, боевой техники и оружия. В мирное время представители военных профессий готовят новобранцев и пополняют командный состав, занимаются разработками боевой техники и заданий, а во время войны они становятся командующими: генералы, маршалы и прочие.
К военным профессиям относят профессии летчиков, моряков, врачей,
медсестер, связистов и другие. Управление боевой техники осуществлялось так же
хорошо обученными и подготовленными людьми. Те, кто остался в тылу, тоже
помогали армии. Женщины, дети и старики работали на полях, фабриках, заводах,
выращивали продукты, шили форму, готовили запасные части для техники, выпускали
танки, самолеты и многое другое. Рассказывая дошкольникам о Великой
отечественной войне, следует упомянуть о том, какое это было сложное и тяжелое
время даже для тех, кто оставался в тылу, не говоря уже о тех. Кто сражался на
линии фронта. Как голодали люди, прятались в бомбоубежищах от бомбежек, как
фашисты захватывали деревни и издевались над пленными, как подрывали дома.
Пионеры-герои
Детям дошкольного возраста будет интересно узнать о героических детях, которые тоже сражались с врагом во времена войны. Они, не боясь расправы фашистов, помогали советской армии и стране победить. До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки, к 1941 году многим еще едва исполнилось 10 лет. Во времена тяжелых испытаний они совершили настоящий подвиг, защищая свой народ, и питая ненависть к фашистам. Многие из них погибли, выполняя задание, помогая партизанам, армии, Родине.
Советы родителям
В России практически нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. У
кого-то воевали деды, прадеды, бабушки и прабабушки, кто-то работал в тылу,
чтобы обеспечить советскую армию всем необходимым на фронте. В те далекие и
тяжелые годы не было практически ни одного равнодушного человека к судьбе нашей
Родины. Говорить с дошкольником о войне нужно простым, понятным и доступным для
него языком. Маленькому ребенку будет сложно переосмыслить большой объем
информации, поэтому не надо стараться сразу рассказать ему о войне все.
Например, о военной технике и оружии лучше побеседовать после посещения музея,
когда ребенок сможет увидеть все своими глазами. О героизме и доблести воинов
можно поговорить с малышом у памятника или в сквере воинской славы. О подвиге
солдат и благодарности за мирное небо можно побеседовать вовремя творческих
занятий по рисованию, при подготовке поделок ко Дню Победы.
Если в вашей семье были или еще живы фронтовики, кто-то из родных во время
войны работал в тылу, обязательно расскажите о них ребенку. Если есть
возможность, пусть ребенок сам пообщается с очевидцами того времени, узнает о
той сложной жизни, страшной доле, которая выпала на их плачи. Покажите ребенку
награды, которыми был награжден ваш родственник, поделитесь с ним воспоминаниями
о том времени. Такие беседы надолго останутся в памяти малыша.
На формировании правильной и четкой гражданской позиции дошкольника
положительно скажется и чтение соответствующей литературы. Родители могут
сводить ребенка в библиотеку и вместе выбрать книги о подвигах, битвах,
блокадах, полководцах Великой отечественной войны, ориентируясь на возраст
ребенка. В выходной день можно всей семьей посетить музей или отправиться в
путешествие в какой-либо город-герой, посмотреть местные достопримечательности
военной направленности. Возлагая цветы к памятникам боевой славы, расскажите
ребенку, с какой целью это делается, почтите память павших минутой молчания.
Малыш должен знать, что все они защищали Родину (и его тоже) от фашизма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий